Николай Силис, Скульптор

 

    Силис - о себе и о своем искусстве...

    О скульптуре говорить - все равно, что рассказывать о музыке.
    Автор - произведение - зритель связаны одной неразрывной целью. Попытка единого из составляющей этой цепи самопроизвольно вмешаться в это единство, неминуемо разрушит цельность всей конструкции.
    Поэтому я, как автор и как объект, стоящий в начале предложенной схемы, ограничусь самыми общими замечаниями.
    Человек ненавидит хаос. Искусство - один из способов упорядочить хаос.
    У скульптуры Изобразительные средства довольно ограничены. Форма и пространство. Скульптор должен привести эти две компоненты в такую гармонию, чтобы одно не мешало другому.
    Произведение искусства - это материализованная эмоция. Через нее у художника завязывается диалог со зрителем. Успех этого диалога зависит от качеств всех троих: автора, произведения и зрителя.

    Несколько слов о себе.

    Я не люблю острых углов, жестких прямых линий, кубических объемов. Мир в моем восприятии беспрерывен во всех мыслимых направлениях. Дискретность в нем - чистая случайность.
    Может быть, поэтому определенность деталей в скульптуре сочетается у меня с неопределенностью замысла произведения в целом.

 Я считаю, что видимый, близлежащий мир для художника может быть только поводом к созданию того или иного произведения, а сущность его должна иметь общечеловеческий смысл, или по крайней мере не выходить за рамки сущности самого художника.
    Только тогда он сможет преодолеть течение времени.
    Художник не должен ограничиваться узкой проблемой: "что творить".
    Специфика скульптора-профессионала - это помимо прочего, умение общаться с материалами, находить в каждом из них то неповторимое, что делает его неотъемлемой частью скульптуры.
    Мне трудно сейчас представить материал, в котором бы я не попробовал свои силы.
    Ведущее место принадлежит керамике. Для нашей мастерской, для мена и Лемпорта она явилась, как бы, второй школой, после окончания института.
    Работая с керамикой, мы научились более остро воспринимать мир, более успешно трансформировать его в язык объемов.
    Керамика научила нас цветовидению, воспитала способность воспринимать тончайшие грации цвета. Керамика приобщила нас к производству, без которого немыслима в наше время эта область изобразительного искусства.
    Керамика приучила нас к дисциплине. К творческой и к обыденной.

    Краткий перечень и показ керамических произведений.

    Камень. Это, пожалуй, самый трудоемкий материал и, наверное, поэтому я довольно редко обращался к его помощи.

    В эскизах на бумаге и в голове у меня есть много замыслов, которые я хотел бы осуществить именно в камне, но пока они ждут своего часа, и может быть, дождутся.

    Показ эскизов для камня.

    Бетон, цемент, самый дешевый и доступный для меня материал.
    Будучи специалистами в области монументальной скульптуры, мы не раз обращались к бетону. Десятки архитектурных сооружений оформлены нами именно в этом материале.

 

    Ашхабад (кое что из хроники).

    В мастерской тоже имеется несколько скульптур в цементе.

    Фигуристка, ядрометатель, дискобол, моющиеся.

    Был период, когда я пытался "приобщить" к искусству и такой капризный материал, как полимеры. Трудно судить об успехе этого мероприятия, но кое-что в этих скульптурах мне нравится.

    Панно, конькобежцы, Африка.

    Как-то случилось, что и техника аппликации не обошла моего внимания. Поездка в Африку, яркость костюмов нигерийцев натолкнули меня на такую идею.

    Аппликация.

    Железо всегда привлекало мое внимание. Поэтому, как только удалось добыть сварочный аппарат, я немедленно взялся за изготовление скульптур из простого арматурного железа.

    Старуха, распятие.

    Но больше всего я люблю дерево. Вот серия фигур с использованием коры. Лучше фактуру не придумаешь. Поэтому я ее так и попытался сохранить в первозданном виде.

    Три фигуры, это торшер из сучковатой березы, торшер.

    Тут еще серия фигуративных скульптур из той же березы:

    Безголовая, шароголовая, и др.

    Вот скульптуры, сделанные из буковой доски:

    Лесные люди.

    А вот совсем удивительное по красоте дерево: сибирский кедр. 

    Серия работ из кедра.

    Я их сделал прямо на месте, на Северном Урале, когда находился в творческой поездке по Уралу и Сибири. 

    Трудно представить себе скульптора, который не сделал что-либо в бронзе.

    Желания и потребности в материале у художника всегда, как правило, превышают его возможности. Поэтому много скульптур остаются просто в гипсе, используемом как промежуточный и чисто временный материал.

    Дон-Кихот, серия сидящих "Родословная".

    Некоторые скульптуры из гипса удается затонировать под тот или иной материал. Некоторые остаются белыми. 

    Реквием, Дон-Кихот, три Грации, Спираль.

    Графики - как самостоятельного жанра у меня нет. Все художники так или иначе, рисуют и оставляют на бумаге следы своих поисков. Как потом это классифицировать - дело искусствоведов. 

    Про себя же скажу: Плоскость бумаги я использую для лепки той же скульптуры.

    Серия рисунков-скульптур.

    Только иногда я выхожу за пределы узкопрактических целей. Так родилась тематическая серия Дон-Кихотов. Это уже материал. Рисунки выполнены литографическим способом. Двух одинаковых художников не бывает, а если бы они даже в чем-нибудь были похожи друг на друга, то никогда бы не смогли существовать вместе. Это парадоксальная антиподность нас, по-видимому, объединяет и дает возможность через другого, еще лучше и точнее познать самого себя, а в конечном итоге и выразить себя представленными скульптурами.

 

Последние изменения внесены 27 февраля 2001 года.
С уважением,
группа разработчиков.

Hosted by uCoz